And as we wind on down the road. Our shadows taller than our soul (с)
На дайри бесте пост про нужность беспощадной реальности в благолепной школьной литературе. Там разные мнения. Но мне биографии писателей и поэтов всегда казались самой нудной и бессмысленной частью. Даже такие выдающиеся и достойные, как Грибоедова. И даже такие сомнительные и скандальные, как Маяковского и Есенина. Факт, что Пушкин был любвеобилен, неверен и ревнив вообще никак не связывается со сказкой о царе Салтане. Как мухи и котлеты. Я еще понимаю, когда обсуждались бы примеры вопиющего лицемерия - тот же Есенин бы воспевал трезвый образ жизни, а Маяковский моногамию - так вроде ж никто не страдал. Мне вот не особо было интересно, как связаны произведения с особенностями личности и характера авторов.
нууу. А как Лермонтова более-менее серьезно читать вне контекста его биографии? Или Ахматову? Пушкин ладно, он нерукотворный памятник самому себе, там ничего особо пояснять не надо, потому что все, что нужно, уже в камне вырезано и на подкорку записано. Но есть авторы, которых вне происходящих в их жизни событий читать и понимать на должном уровне почти невозможно.
Это неинтересно по большому счету, да. Но полезно еще хотя бы в плане выстраивания исторической прямой - чтобы не выходило, что Лермонтов убил Пушкина на дуэли, а Гоголь ссорился в Киеве с Булгаковым.
Не серьезно видимо
Не, какие то зачатки биографии в школе же дают. Родился, вырос, сослан, погиб на дуэли... Но вопрос насколько подробно тебе оно надо для понимания творчества. И надо ли. Мне вот вообще без разницы. Был он бабник, картежник или склочник и шулер. Из всей биографии самым важным и значимым я нахожу факт гибели в 27 лет. Потому как думаю, сколько потеряла отечественная литература.
творчество не может быть самодостаточно хотя бы потому, что понимание у автора и условного зрителя должно быть примерно одинаковым.
Можно долго смотреть на Блудного сына Рембрандта, но без знания его отношений с сыном восприятие полным не будет.
Falchka, зато будет то, что увидит сам потребитель этой картины.
Если творчество становится хуже без знания биографии его автора, то хреновое это творчество.
Если творчество становится хуже без знания биографии его автора, то хреновое это творчество.
оно не хуже. Оно обрезанное. Кадр без рамки. При этом рамкой может быть не конкретно биография "родился-женился", а контекст создания данного произведения. Если детям не рассказать, кому Лермонтов посвятил "Погиб поэт, невольник чести..." - то они ж и будут учить про абстрактного погибшего поэта.
Ничо не знала про отношения художник а с сыном
Но в общем, я предполагаю, что причиной написания того или иного произведения являются личные мотивы и переживания (даже если это библейский сюжет), но считаю что картина выражает себя сама. Если знать историю создания, биографию автора - эмоциональное воздействие оказывают уже они, а не само произведение искусства.
И будут. Это же для Лермонтова личная потеря, как современника и коллеги по цеху. Но его произведение и потому и стало классикой, потому что оно вообще про трагедию рано ушедшего из жизни гения. И применимо для любого поэта, включая самого автора. Не знание "посвящения" смысла не умаляет
Скажем, то же «Я вас любил» становится не больше и не меньше от знания того, посвящено оно Олениной или купчихе Ивановой.
я вот думаю, что оно совсем не Керн посвящено: «На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анною Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы Онегина, в неразрезанных листках, между копий я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги ео стихами: Я помню чудное мгновенье...»
Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять: что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих Северных Цветах...»
Вот ловкая дамочка. И Дельвигу, главное, побыстрее сообщила. И в историю вошла )
Marmaluka,
тут даже по одному стихотворению разногласия намечаются))
Я вот думаю, это как зеркало
в комнате для допросов. Кому-то достаточно видеть только свои чувства, которые произведение вызывает, а кому-то - попытаться заглянуть за ту сторону зеркального стекла и влезть, образно говоря, в шкуру автора, примерить на себя его чувства.Falchka, а зачем? Шкуры некоторых авторов настолько омерзительны, что напрочь способны отбить любовь к их творчеству. Зачем себя сознательно лишать прекрасного?
Sinica,
Возвращаясь к теме поста, хотела бы обратить внимание, что доносить до сознания учеников предлагается не сам факт имевшего места события. А как бы "правду" по мнению автора о нем.
Расскажи мне в одиннадцать не про то, что Пушкин — «наше всё», но про то, что он был мнительным ревнивцем, б***ом с завышенным ЧСВ, расскажи, как он нарвался. Расскажи, что он нарвался если б не на этого, так на другого, год разницы не сильно изменит дело
Что еще меньше приближает к понимаю произведения, нежели официальная биография школьной программы. "И на кой Лермонтов такому ушлепку стихи писал? Нашел о ком"
Что меня по настоящему веселит, это воспоминание об имевшей как то место дискуссии о сериальчиках и их понимании, где мы занимали с тобой противоположные нынешним точки зрения.
Если автору есть что сказать – он говорит это в своем произведении, а не в комментариях к нему.
Речь шла как ты понимаешь о "Баффи", где точки зрения на сказанное автором ну настолько расходились, что возникали сомнения один ли сериал мы смотрели
Шкуры некоторых авторов настолько омерзительны, что напрочь способны отбить любовь к их творчеству.
"когда б вы знали, из какого сора...."))) Значит ли это, что внутренний мир авторов более глубок, нежели омерзительная шкура, раз их чувства и талант способны были создать шедевр?))
Marmaluka,
Что меня по настоящему веселит, это воспоминание об имевшей как то место дискуссии о сериальчиках и их понимании, где мы занимали с тобой противоположные нынешним точки зрения.
все изменяется)) Я вот попробовала пару старых сериалов переглянуть - и с удивлением обнаружила, что симпатии мои резко изменили вектор направленности)) Хотя ту дискуссию в упор не помню.
Falchka, а как ты разделяешь внутренний мир и шкуру? Талант - это такая штука, которая не всегда сопутствует нормам морали.
Marmaluka,
Речь шла как ты понимаешь о "Баффи"
я понимаю)
Насколько мое понимает соответствует задуманному автором.
И что делать, если нет? Скажем, М. Митчелл была уверена, что Скарлетт вернет Ретта, должно ли это повлиять на мое твердое убеждение, что фигу?
вот мы тут с Зираэль про "поле выдуманной реальности" и как надо понимать автора перетираем
эко вы ролями-то махнулись!
Фух... опухла искать, все сообщество излазила
все равно не помню
Там несколько другая ситуация - там меня напрягало, что автор вне текста дает пояснения. А ситуация с биографией не дает дополнений к сюжетной линии, она углубляет понимание мотивов и переживаний автора, ну и более сложных причинно-следственных связей. Если знать, что Лермонтов в 27 погиб не потому, что на него кирпич упал, а потому, что он к этому целенаправленно много лет шел, то и "Парус" по-другому читается.
Или Шевченко. Меня дико раздражало в школе, какой непогрешимы памятник из него вылепили, причем несоответствия и дыры в био были видны невооруженным глазом. Я его гораздо позже не приняла, конечно, но поняла - после прочтения нормального жизнеописания.
это старость
меня напрягало, что автор вне текста дает пояснения
Не, вот что автор дает пояснения вне текста тебя напрягает, а что какие то биографы трактуют биографию на свое усмотрение нет?
Если знать, что Лермонтов в 27 погиб не потому, что на него кирпич упал, а потому, что он к этому целенаправленно много лет шел, то и "Парус" по-другому читается.
И что кардинально меняет это знание в восприятии теста?
Или Шевченко. Меня дико раздражало в школе, какой непогрешимы памятник из него вылепили, причем несоответствия и дыры в био были видны невооруженным глазом
У меня нет таких психотравм
Как любой советский ребенок я была несколько одурачена непогрешимыми биографиями наших вождей и революционеров, но Собрание сочинений я не читала и так что отношения к творчеству это не имеет
Не, есть наверное случаи, когда без знания фактов из жизни автора нельзя правильно понять и оценить произведение - вспоминается хокку из "Алмазной колесницы":
Мой ловец стрекоз ,
О, как же далеко ты.
Нынче забежал.
(пояснение, что стих был написан матерью к смерти своего сына значительно усиливает эмоциональный эффект).
Но большинство произведений это все таки не трех строчные хокку и такого разжевывания не требуют.
сам читатель, безусловно, решает для себя, хочется ему читать комментарии и биографию или нет.
Но стоит учитывать, что, читая произведение вне исторического и биографического контекста, мы теряем понимание того, что "хотел сказать автор".
Читая "голый" текст, мы просто воспринимаем его на свой вкус.
Я кстати в большинстве случаев за это стою. Мне пофиг, что хотел автор, мне важно, что я увидела и что во мне отозвалось.
Но знание биографии и чтение комментариев к тексту, конечно, очень облегчает понимание сути сюжета.
Минимальный исторический и биографический контекст идет в рамках школьной программы. Родился, учился, убился... То, что предлагает автор поста в бесте это оценочное изложение биографии, не имеющее непосредственного отношения к произведению. Что должно изменить в восприятии персидских мотивов Есенина знание, что Есенин был кутила и алкоголик?
Если знать, что Лермонтов в 27 погиб не потому, что на него кирпич упал, а потому, что он к этому целенаправленно много лет шел, то и "Парус" по-другому читается.
А от поста в дайри-бесте ощущение, что человек читает биографии, чтоб принизить классиков в своих глазах.