В свое время я пыталась разобраться в важности для личности в Баффиверсе такой переменной субстанции как душа. =>>www.diary.ru/~Marmaluka/p43622467.htm
В продолжение этой теории и в качестве дополнения к моему комментарию в дискуссии у denika, я обратилась на сей раз к Эриху Фромму и его "Анатомии человеческой деструктивности".
Сорри, черновой набросок...
много, нудно и проводит крайне критические аналогии с характером Ангела...Одно из возражений данной теории и основной аргумент – что личность маньяка и садиста Ангелуса не имеет ничего общего с личностью Ангела. Если под садизмом понимать только получение удовольствия (в том числе и сексуального) от причинения боли другим людям, то сходства и впрямь мало. Но если рассматривать садизм в более глубоком смысле, как это сделал Эрих Фромм, то картина изменится кардинально.
Немного теории. До Фромма сущность садизма видели в желании причинить боль, вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов. Было введено такое понятие как алголагния (от algos — "боль" и lagneia — "желание"), разделяющееся на два типа: активный (садизм) и пассивный (мазохизм). Впрочем, ортодоксальный психоанализ утверждал, что общим для всех этих форм якобы является сексуальный аспект. Во второй период своей жизни Фрейд внес поправки в свою теорию, утверждая, что садизм — это смесь Эроса и Танатоса*, имеющая экстравертную* направленность, в то время как мазохизм — смесь Эроса и Танатоса интравертной* направленности.
Тем, кто считает, что садизм — только один из способов сексуального поведения, что этот способ не лучше и не хуже других, ибо "о вкусах не спорят", по мнению Фромма, упускают из виду один важнейший момент: человек, который, совершая садистские действия, достигает сексуального возбуждения, обязательно является носителем садистского характера, т. е. это настоящий садист, человек, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей. Сила его садистских импульсов проявляется как в его сексуальности, так и в других несексуальных влечениях. Жажда власти, жадность или нарциссизм — все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. И в самом деле, нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном" поведении, о стереотипе или подражании. Любовь человека, его нежность, садизм или мазохизм, жадность, нарциссизм или фобия — словом, любая черта его характера находит отражение в сексуальном поведении.
Садизм (и мазохизм) как сексуальные извращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где эти явления никак не связаны с сексом. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека или животное) и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни.
Именно поэтому Фромм считал, что сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявление абсолютного господства (одно из проявлений, хотя и не единственное). Тот, кто владеет каким-либо живым существом, превращает его в свою вещь, свое имущество, а сам становится его господином, повелителем, его Богом.
Садизм — один из возможных ответов на вопрос, как стать человеком (если нет других способов самореализации). Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества по отношению к этому существу создает иллюзию преодоления любых экзистенциальных преград (пограничных ситуаций), особенно если в реальной жизни у человека нет радости и творчества. По своей сущности садизм не имеет практической цели: он является не "тривиальным", а "смиренным". Он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. То есть это — религия духовных уродов.
Садистские черты характера никогда нельзя понять, если рассматривать их изолированно от всей личности. Они образуют часть синдрома, который следует понимать как целое. Для садистского характера все живое должно быть под контролем. Живые существа становятся вещами. Или, вернее говоря, живые существа превращаются в живущие, дрожащие, пульсирующие объекты обладания. Их реакции навязываются им теми, кто ими управляет. Для садистского характера есть только одна "пламенная страсть" и одно качество, достойное восхищения, — власть.
Садистский характер боится всего того, что ненадежно и непредсказуемо, что сулит неожиданности, которые потребуют от него нестандартных решений и действий. И потому он боится самой жизни. Жизнь пугает его потому, что она по сути своей непредсказуема... Любовь также непредсказуема. Быть любимым предполагает возможность любить: любить себя самого, любить другого, пытаться вызвать у другого чувство любви и т. д. При слове "любовь" всегда подразумевается риск: опасность быть отвергнутым, просчитаться ... Поэтому садист способен "любить" только при условии своего господства над другим человеком, т. е. зная свою власть над предметом своей "любви". Садистский характер всегда связан с ксенофобией* и неофобией* — все чужое, новое представляет некоторый интерес, но в то же время вызывает страх, подозрительность и отрицание, ибо требует неординарных решений, живых человеческих реакций.
В чем истоки садизма? Фромм полагал, что он порождается ощущением экзистенциальной и витальной импотенции. Садист нуждается в другом существе, чтобы дополнить себя.
В теорри личности Фрейда садист это продукт застревания на «анальной стадии» развития личности и формирование особого ее типа. Анальный тип личности проявляется в сочетании таких черт характера, как упрямство, чрезмерная любовь к порядку и скаредность, которые затем дополняются сверхпунктуальностью и сверхчистоплотностью. Основная черта личности – накопительство, формирует анально-накопительный характер. Накопитель может чувствовать себя уверенно в этом мире только при том условии, что он им владеет, распоряжается им, является его хозяином, ибо другие отношения с миром — такие, как любовь и творчество, — ему неизвестны (он на них не способен).
Власть можно понимать как господство (т. е. власть над...) или же как свою силу (способность к...). Садист как раз стремится к власти над... ибо у него нет способности иначе реализовать себя, он не способен БЫТЬ.
А теперь скажите мне, что Ангел напрочь лишен вышеперечисленных черт садистского характера в его несексуальном контексте.
Личность Ангела
В свое время я пыталась разобраться в важности для личности в Баффиверсе такой переменной субстанции как душа. =>>
В продолжение этой теории и в качестве дополнения к моему комментарию в дискуссии у denika, я обратилась на сей раз к Эриху Фромму и его "Анатомии человеческой деструктивности".
Сорри, черновой набросок...
много, нудно и проводит крайне критические аналогии с характером Ангела...
В продолжение этой теории и в качестве дополнения к моему комментарию в дискуссии у denika, я обратилась на сей раз к Эриху Фромму и его "Анатомии человеческой деструктивности".
Сорри, черновой набросок...
много, нудно и проводит крайне критические аналогии с характером Ангела...