And as we wind on down the road. Our shadows taller than our soul (с)
читать дальшеПрекрасное название, характеризующее одного из выдающихся государственных и военных деятелей средневековой Японии

Полуторачасовой фильм про самое начало биографического пути Одо Нобунаги, реального исторического лица, покорившего меня с первых кадров. Поэтому будет больше про лицо, а не про фильм. Но только почему так мало и на самом интересном месте? Вот про кого дорамы то снимать!
По масштабам личности это что-то вроде нашего Петра I - великий реформатор и эксцентрик. Популяризованный, как обычно, бесчисленными аниме, мангами и играми. К этому, пожалуй, привыкнуть сложнее всего - не представляю я у нас комикс про Петра

Ода Нобунага родился в 1534 году в семье небольшого военного предводителя из провинции Овари. После смерти отца он начал войну с родственниками за наследство и в конце концов победил, став главой рода Ода. После объединения провинции Овари, Нобунага разбил в локальных войнах роды Имагава (1560) и Сайто (1567) и, получив поддержку сёгуна-беженца Асикаги Ёсиаки, завладел столицей Японии, городом Киото (1568). Потом, из-за конфликта с сёгуном, был вынужден воевать против «антинобунагской коалиции», в состав которой входили роды Адзаи, Асакура, Такэда, а также буддийские монастыри Энряку-дзи и Исияма Хонган-дзи. Нобунаге удалось победить силы коалиции и ликвидировать её мозговой центр — сёгунат (1573). До конца своей жизни Ода реализовывал план объединения Японии. Ему удалось подчинить все земли центральной Японии и провести в них ряд революционных реформ (ликвидация внутренних таможен, открытие рынков свободной торговли, составление кадастра земель и т. д.). Однако завершить свои замыслы Нобунаге не удалось. В 1582 году он погиб в храме Хонно-дзи от руки своего лучшего военачальника Акэти Мицухидэ.
В фильме Нобунага еще только наследник своего отца, не пользующийся популярностью у вассалов и вызывающий настоящую ненависть у своей матери. Нобунага своеволен, неуправляем и совершенно не соответствует представлениям о будущем главе клана. Все свободное время он посвящает общению с деревенским отрепьем, мало чем отличаясь от них внешне и забавам с огнестрельным оружием. Кроме отца и наставника никто не верит, что Нобунага способен возглавить и сохранить род в сложную эпоху феодальных войн. Шокирующее и эксцентричное поведение создает Нобунаге репутацию первейшего болвана в Овари. Правитель соседней провинции Мино дайме Сайто Досан выдает за Нобунагу свою очень не глупую дочь, предполагая в будущем устранить никчемного зятя и захватить его земли. Однако, дочь действительно оказалась умницей и разглядела в муже достоинства и качества выдающегося человека. С ее помощью Нобунага завоевывает уважение тестя и выходит победителем из внутрисемейных интриг.
Даже романтизированный в фильме образ Нобунаги заинтересовал узнать о нем побольше. Искендеров А. А. в своей книге Тоётоми Хидэёси уделяем ему целую главу:
Португальский миссионер Луиш Фроиш, проживший в Японии 34 года и не единожды встречавшийся с Ода Нобунага, так описывает свои впечатления о нем: «Это был человек среднего роста, хрупкого телосложения, с редкими усами и высоким, приятно звучащим голосом. Он был честолюбив и высокомерен, но любил справедливость, не оставлял без наказания оскорбления, кем бы они ни наносились. В то же время он был общителен и проявлял милосердие. Спал мало. Рано вставал. Ему было чуждо корыстолюбие. Он действовал всегда скрытно. Был очень ловок и искусен в военных делах, резок и несдержан в гневе, но отходчив. Он почти никогда не следовал советам подчиненных. Все относились к нему с уважением и почтением, хотя и очень боялись. Вина не пил, был умерен в еде, необыкновенно прост в поведении. Презирал японских императоров и князей, ни во что не ставил богов и идолов, не верил ни в какие пророчества и суеверия. И хотя сам принадлежал к буддийской секте Нитирэн, тем не менее твердо считал, что нет ни бога, ни бессмертия души, ни потусторонней жизни».
симпатичный персонаж

Но не только военное превосходство позволяло Нобунага одерживать верх в борьбе с противниками. Он ничем не брезгал для достижения своей цели. Для того чтобы шпионить за даймё Асаи Нагамаса из соседней провинции Оми, он выдал за него свою младшую сестру, которая должна была обо всех действиях мужа доносить брату. В условленное время по ее сигналу войска Нобунага атаковали позиции неприятеля, а сам Асаи был убит.
Кроме шпионажа в арсенале средств, к которым часто прибегал Нобунага, были такие приемы, как использование его войсками или отдельными боевыми отрядами знамен и военных эмблем противников, неожиданные атаки в самый неподходящий для врага момент, когда тот меньше всего мог ожидать этого удара и потому не был готов отразить его: под покровом ночи, во время сильных тропических ливней с ураганными ветрами и т. д.
Ода Нобунага находился у власти всего 17 лет, если временем установления его личной диктатуры считать 1565 год, однако и за этот короткий срок ему удалось осуществить ряд важных преобразований в военной, политической, административной, социально-экономической областях, которые определенно свидетельствуют о его несомненном таланте выдающегося реформатора и крупного государственного деятеля. Эти реформы раскрывают значение его личности в истории Японии. Не следует забывать, что большую часть времени и основные усилия Ода Нобунага вынужден был затрачивать на подготовку и осуществление утомительных и дорогостоящих военных кампаний, лично участвовать в многочисленных сражениях.
Ода Нобунага был прирожденным военным, и естественно поэтому, что он отдавал предпочтение военным методам управления страной. Не случайно на его личной печати был выгравирован девиз: «Империей правит сила».
Вокруг Ода Нобунага собралась довольно большая группа способных военачальников и феодальных администраторов. Он обладал умением выявлять и использовать по назначению каждого, в ком обнаруживал полезные задатки. Это даже как-то не вязалось с привычными представлениями о диктаторских режимах, при которых процветали невежество и тупоумие. Многие выпестованные им военачальники были талантливыми не только в военной области, но и в государственных делах. Талант и незаурядность, проявленные в конкретных делах, особенно в боевых операциях, были для него превыше всего. Таким людям он давал высокие чины и звания, даже если они, как, например, Хидэёси или тот же Акэти Мицухидэ, не были знатного происхождения. При этом Нобунага нисколько не опасался того, что кто-либо из них может посягнуть на его власть или принизить его. На этом фоне он и сам воспринимался еще более сильным, авторитетным и значительным.
глава про Одо
@темы: японцы, Кимура Такуя / Kimura Takuya
А мужики-то не знали…
Возможно португалец имел в виду семейные религиозные традиции, но всяко подчеркивает тут же, что Нобунага был атеистом.
более подробная биография
Это все равно, что японцы напишут, что по воспоминаниям современников-азиатов Петр Первый принадлежал к грегорианской церкви. Мне видится большая волность в переводе.
Ламерс вот чего еще пишет:
Что в глазах Нобунага имело значение, так это полезность и содействие религиозных деятелей, общин или институтов, вне зависимости от того, что они проповедовали. В своей политике Нобунага не касался религиозных или доктринальных вопросов, он просто стремился установить контроль над религиозными институтами и организациями. Он проводил только такие религиозные церемонии и поддерживал только те религиозные институты, которые признавали и укрепляли его власть. И совершенно не важно, считал
сам он их истинными или нет. Если Нобунага был атеистом, то, следует признать, весьма практичным. Религиозные организации, оказывавшие его режиму вооруженное сопротивление, жестоко преследовались и уничтожались всегда и везде, rде только было возможно, но причины тому имели сугубо политический, а не доктринальный
характер. Нобунага проводил последовательную и рациональную религиозную политику и сознательно стремился установить свою собственную светскую власть над любыми институтами.
Так что возможно принадлежность в школе Лотоса была ошибочно определена Фройсом в какой то период умышленного демонстрирования Нобунагой своей религиозности или просто на основании участия в каких то церемониях.
Мне кажется, я поняла, в чем нестыковка.
Школа Лотоса в данном контексте это не Ничирэн буддизм, это Тэндай. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D0%BD%D0%B4%...
Почему я так упорствую. Дело в том, что Ничирэн буддизм - это очень своеобразное буддистское течение. Во времена Нобунаги, да и до него, и еще пару столетий после оно считалось очень инновационным (как англиканская церковь в христианстве, только японцы оказались не очень готовы к таким инновациям), отрицало обожествление императора, обличало власть имущих, боролось за права простого народа, порицало слепое следование китайским и индийским буддистским течениям (упирало на то, что у Японии должен быть свой путь), обогащение храмов, властолюбие священников. Аристократов и влиятельных японцев, последователей этого течения, было очень мало (по понятным причинам). Никаких храмов и обрядов, за исключением чтения сутры лотоса и мантры Нам Мёхо Ренге Кё учение не имеет (супер инновация даже для 16-го века).
Другими словами, чтобы определить, что Нобунага является Ничирэн-буддистом, Фройс должен был либо: а) услышать, что Нобунага заявляет об этом (чего Нобунага не делал, в противном случае история Ничирэн буддизма имела бы запись по этому поводу), б) услышать, что тот повторяет мантру Нам Мёхо Ренге Кё и понять, что это означает (тут меня тоже терзают смутные сомнения).
В то же время легко предположить, что Нобунага мог упомянуть принадлежность к одной из крупнейших буддистских школ, школу Сутры Лотоса (Тэндай).
Один-единственный мною опрошенный японец заявил, что Нобунага по преданиям старины и к христианству добрые чувства демонстрировал, когда надо было.
Хм... источники то разные и в обоих Школа Лотоса соотносится именно с Нитирэн.
отрицало обожествление императора, обличало власть имущих, боролось за права простого народа, порицало слепое следование китайским и индийским буддистским течениям (упирало на то, что у Японии должен быть свой путь), обогащение храмов, властолюбие священников. Аристократов и влиятельных японцев, последователей этого течения, было очень мало (по понятным причинам). Никаких храмов и обрядов, за исключением чтения сутры лотоса и мантры Нам Мёхо Ренге Кё учение не имеет (супер инновация даже для 16-го века).
Средневековые товарищи другого мнения
"Школа Нитирэн, или школа Лотоса, являла собой не идущее на компромиссы общественное течение, наибольшее число участников которого составляло городское население крупных политических и торговых центров, таких как Киото и Сакай, которое школа Нитирэн привлекла на свою сторону в конце XV столетия. Вооруженные последователи Нитирэн сформировали так называемую «конфедерацию Лотоса» и практически автономно хозяйничали в Киото в период с 1532 по 1536 год. Сокрушить ее смог только союз воинов-монахов с горы Хиэй и войска Роккаку из провинции Оми, которые в 1536 году вторглись в Киото и сожгли все храмы Нитирэн в столице - всего 21. Приличное количество храмов для течения, которое их отрицает Этот эпизод получил название «Смуты годов Тэнбун».
Однако к тому времени, как Нобунага вступил в Киото в 1568 году, школа Нитирэн в основном,оправилась от сокрушительного удара, нанесенного ей воинами-монахами школы Тэндай, и вновь стала силой, с которой в столице нужно было считаться.
Находясь в 1571 году на Гоа, отец-иезуит Гаспар Вилела (1526-1572), ветеран миссии в Кинай, так описывал силу и фанатизм школы Нитирэн в Киото. Они, говорил он, обладают одним из самых больших и прекраснейших храмов в Киото, Хонкокудзи. Его конструкция и великолепие произвели на Вилела большое впечатление, но поведение его, хозяев навевало печальные воспоминания. «Они являются злейшими врагами отцов в Мияко; много раз они выступали против меня, и по их милости меня дважды высылали из Мияко». Монахи школы Нитирэн владели обширными поместьями, но основным источником их дохода были «многочисленные пожертвования, преподносимые их последователями» Cartas, 1, 320v-32lr, Гаспар Вилела отцам монастыря Авис в Португалии, б октября 1571 года, Гоа.
Агрессивная миссионерская политика была отличительной чертой и школы Нитирэн, и иезуитов, поэтому неудивительно, что и те, и другие люто ненавидели друг друга. Школу Нитирэн отличали фанатичная вера в истинность своего учения, тесные взаимоотношения с богатым и средним городским сословием и огромные богатства. И хотя до диспута в Адзути Нобунага никогда не вступал с ней в конфронтацию, он мог не раз лично наблюдать в Киото хорошо укрепленные храмы, являвшиеся опорной базой Нитирэн в столице. Во время двадцати из своих примерно сорока шести визитов в Киото Нобунага останавливался в храмах школы Нитирэн. Handa Minoru, «Azuchi shuron ni tsuite", в Nenpo chUseishi kenkyu 5:
120-122 (1980)."
Иными словами Фройс мог посчитать Набунагу формальным приверженцем только на том основании, что он монастыри Нитирэн жег с меньшим энтузиазмом, чем прочие. Или часто гостевал у них. Но в его религиозность ни один из биографов не верил, так что формально его можно было отнести куда угодно.
А с Нитирэн похоже та же история, что с францисканцами. Изначально Франциск заповедовал братьям нищенствование и аскетизм во всем, а уже к 17 веку это был один из богатейших католических орденов с 1700 храмов по всему миру. Декларирование духовных ценностей часто расходится с реальностью.
Один-единственный мною опрошенный японец заявил, что Нобунага по преданиям старины и к христианству добрые чувства демонстрировал, когда надо было.
Сами иезуиты удивлялись столь благостному отношению
С моим пониманием того, что я читала по истории Ничирэн-буддизма (это пояснения к гошо Ничирэна и труды Дайсаку Икеды, нынешнего лидера SGI), содержание исторической справки, приведенной вами, расходится. Но в моих источниках охватываются только ранний и современный период развития школы, а этап 14-17 в. узнавала по рассказам мужа.
Вообще спасибо большое за развернутый комментарий, действительно очень интересно
Но сама заинтересовалась, ответная благодарность
Комментарии мои состоят по большей части из цитат биографов, достоверность коих на наше усмотрение.
Чем больше читаю, тем больше вопросов возникает.
например, нашла упоминания, что святилище Ацута-дзингу, расположенное южной части города Нагоя (родовом замке Набунаги) было им почитаемо, посещаемо и облагодетельствовано. Но это синтоиский храм.
ссылка
Другими словами, тот воинствующий ничирэн-буддизм, который имел место в 15-16 столетии, по мнению современных ничирэн-буддистов к ним отношения имел столько же, сколько Адвентисты Седьмого Дня к протестантам. Но западные историки всех назвали
христианаминичирэн-буддистами.Лита ли?, а муж не удивился теме дискуссии?